Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
После Тысячного года в Западной Европе начинаются процессы в итоге придавшие ей черты, с которыми у нас обычно связан образ Средневековья: замки феодалов, сеньоры и вассалы, рыцари с их рыцарской культурой, деревенские общины, населенные крестьянами, зависимыми от сеньоров, стремительно усилившееся папство, плотная сеть церковных приходов, накинутая на все пространство Европы, стремительный рост городов и городской культуры, расцвет школ права, богословия, медицины, философии, риторики и грамматики, из которых вырастут средневековые университеты.
Все это совпадает по времени с периодом политической децентрализации. Политическая децентрализация, или «феодальная раздробленность» в нашем восприятии связываются с губительными междоусобицами, предвещающими неминуемый крах государственности под ударами завоевателей.
Однако в данном случае никаких завоеваний не происходило, и даже наоборот. Раздробленность не помешала Христианскому западному обществу самому развернуть наступление в Балтийском регионе, в Святой земле, на Пиренейском полуострове. Население Западной Европы с XI до XIII в. удвоилось. Культура вступала в период своего подъема, который, как это ни странно, уже не сменялся периодом упадка. Общество становилось все сложнее, а общественная жизнь все интенсивнее. С этого времени Запад обрел свою динамику, которая будет отличать его от других регионов мира.
Чем можно объяснить эти успехи? Одни говорят о технологических новшествах, другие о благоприятных климатических имениях после Тысячного года, третьи о социальных сдвигах. Кто-то вспоминает о выгодном географическом положении Запада, его открытости морю, благоприятной для торговли, некоторые о богатом наследии античной эпохи, в особенности, о традициях античных полисов, говорят также и об особой ментальности жителей Запада. Эти и многие другие гипотезы убедительны, но вызывают не менее убедительные возражения. Понять причины Европейской исключительности, можно и лишь взглянув на Латинский Запад в контексте развития всей Ойкумены старого света.
Лектор: доктор исторических наук, член-корр РАН, заведующий отделом Западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Лаборатории социально-исторических исследований НИУ ВШЭ